04.03.2014

Аэрозоли сосновых лесов замедляют изменение климата

Микроскопические частицы аэрозолей, которые возникают в результате дыхания сосен и других хвойных деревьев, неожиданно сильно влияют на климат и в перспективе могут помочь замедлить наступление глобального потепления, поглощая энергию солнечных лучей и способствуя формированию облаков, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале Nature.

Аэрозоли сосновых лесов замедляют изменение климата. Фото А. Зелятрова

«Во многих лесах можно заметить множество частиц аэрозолей, которые буквально появляются из ниоткуда. У них нет видимого источника, они словно появляются сами по себе. Считается, что по мере роста температур растения будут выделять больше таких паров и часть из них превратится в частицы аэрозолей, которые теоретически должны охлаждать Землю. Насколько такое охлаждение будет эффективным, пока остается неясным», — заявил Джоэл Тортон из Университета Вашингтона в Сиэтле (США).

Он и его коллеги обнаружили, что сосновые леса неожиданно сильно влияют на климат планеты, изучая химический состав летучих веществ, которые выделяют хвойные деревья во время дыхания. Многие из этих соединений нестабильны по своей природе, и они распадаются или окисляются на открытом воздухе, превращаясь в иные виды органики.

Ученые проследили за их круговоротом в атмосфере, изучив образцы воздуха из лесов Германии и Финляндии при помощи инструмента JPAC в Исследовательском центре в германском городе Юлих. По их словам, большая часть продуктов таких реакций не исчезает бесследно, а становится основой для капелек и частиц аэрозолей.

Они выяснили, что многие вещества из класса терпенов, выделяемые растениями, бывают настолько неустойчивыми, что они окисляются сразу 10—12 атомами кислорода. Это «утяжеляет» молекулу и делает ее удобной целью для молекул воды и твердых веществ, в результате чего частицы аэрозолей возникают прямо в воздухе. Пока авторы статьи не знают, насколько сильно такие аэрозоли влияют на климат планеты, однако они уверены, что «дыхание» хвойных деревьев должно замедлять изменение климата.

1. agroxxi.ru